Разбор полетов

Джим Холзи утомлен долгой поездкой. Он едва не засыпает за рулем. И чтобы отогнать дрему, он решает подвести голосующего у обочины человека. Попутчик Джима - Джон Райдер -не спешит назвать своему водителю пункт назначения. Он смеется и говорит, что отрежет Джиму руки. Путешествие начинается.
читать дальшепортретыДжим

Джон

- Что вам нужно?
- Я хочу чтобы ты остановил меня.
<...>
- Скажи три слова.
- Хорошо.
- Скажи: "Я хочу умереть"
- Что сказать?
- Я хочу умереть.
На протяжении всего фильма задаешься вопросом: Кто же такой Джон Райдер, и что он хочет. Ну, на второй вопрос он уже ответил. Стоит только вглядеться в его лицо, когда он повторяет эти три слова. Взгляд его затуманен, на лбу собираются морщинки. И как он смотрит в никуда, произнося "Слезами делу не поможешь".
Итак, Джон Райдер уверен, что убить его способен только тот, кто действительно всей душой захочет этого, и сделает это хладнокровно, с ледяной страстью, с какой Райдер расправлялся со своими жертвами. Клин клином. Или же тот, кто способен нанести ему ущерб. Скрин из поста ниже - моя ошибка. При просмотре выяснилось, что раны на его пальцев - результат выпадения из машины на полном ходу. Это первая пролитая им кровь, и все благодаря Джиму. ИМХО именно поэтому он за парнем и увязался. Ведь стоит спросить себя, а кто еще хоть как-то пытался защититься?Ведь Райдер до начала основного сюжета, да и во время неоднократно подсаживался в машины к семейнм парам. Люди ничего не успевали сделать. Может быть Джону везло, а может, он действительно не просто человек, и чтобы остановить его, нужен кто-то особенный. И нужно желание приченить боль. Поэтому он доводит Джима, вдохновившись отпором, который дал ему юноша. Обоснована ли эта идея "убийства избранным"? действительно ли Джон - Нечто большее, или же он просто психопат, внушивший себе эту мысль? После очередного просмотра я склоняюсь к первому.
Есть категория серийных убийц, представители которой подсознательно оставляют улики на месте преступления, желая быть пойманным. В большинстве случаев это желание славы. Джону Райдеру все рано, что его могут поймать. Джону Райдеру нужно умереть. И так уж получилось, что орудие его - Джим. Парень, ты дико невезучий. Из фильма ясно, что семья для Джима - его старший брат. А мечта Джима- увидеть Калифорнию с тем ярким солнцем и солеными волнами. Перегон машин - единственный его шанс вырваться из родного захолустья. Джим хотел жить. Джон хотел умереть.
Сейчас будет девчачье замечание: все это очень грустно.
С первых кадров Райдера видно, что он устал скитаться, выискивая своего палача. Он на столько не верит в успех, что не считает нужным отвечать на вопросы Джима, поддерживать беседу. Он просто садится в машину и просит закурить.
Примерно это же читается в сцене с дыбой:

- Что вы чувствуете?
- Усталость.
Зато как только Джим начинает действовать, Джон расцветает

А Джим наоборот, угасает.
в начале фильма:

в конце:

Они в большой зависимости друг от друга. Впервые в кино был использован момент: преступник слышит и видит свидетеля через специальное стекло в комнате для допроса.
Джим принимает правила игры. Теперь он ненавидит достаточно сильно.

один из любимых моментов. Сломленный Джим гладит своего мучителя по волосам дулом дробовика.

И так как я слэшер, не могу не заметить, что пейринг этот весьма удачный. Как я говорила ранее, это даже не стокгольмский синдром. Это связь охотника и жертвы, и она обоюдная. К концу фильма они уже равны, Джон вырастил своего палача.
Фильм насыщен двусмысленными кадрами, многие из них несут символический смысл, что делает пейринг более утонченным. Ну а некоторые - просто замечательная находка. например, самый первый: цапни парня за коленку, чтобы он отвлекся и не заметил, как проезжает мимо твоей последней жертвы. Наивные комментаторы на ютьюбе рассматривают их взаимоотношения, как отношения отца и сына. Ну да))))))
Картина с прекрасной атмосферой - напоминает запыленную бутылку белого вина, запах дождя и бензина и расплывчатые тени на стенах дешевого номера в придорожном мотеле. Дым сигареты помогает успокоиться. Все герои курят, курит и Джон, словно это некий обязательный ритуал. Музыка (Mark Isham) ненавязчива и хорошо попадает под ритм дождя по лобовому стеклу. Пейзажи - пустое пространство, и остывающие после полуденного солнца камни. на горизонте - облако из сероватого песка
Потрясающий фильм. Я не ожидала, что меня зацепит на столько сильно. Но уже третий раз убеждаюсь, что 80-90гг - замечательный период для фильмов с завуалированным слэшем. никакого фансервиса ради прикола или бабла, все серьезно и красиво.
Что на счет Попутчика 2, где Джиму уже за тридцатник, и ремейка?
Не смотрите. Я промотала, и я разочарована. Потеряна основная мысль, над загадкой Райдера, который уже и не Райдер, совершенно не хочется размышлять. да ее там и нет. Это один из тех говнотриллеров, которые я могу посмотреть на ночь, чтобы заснуть на середине. собственно, до меня уже все сказано:
При этом нет людей (нéлюдей) более несхожих, чем Попутчик и Попутчик-II. Попутчик в исполнении Рутгера Хауэра - это существо, однозначно превосходящее человека по рангу. Существо это если и не страдает, то по крайней мере оно неимоверно устало. Эдакий падший ангел - не как у романтиков и "готов", а по-настоящему жестокий ангел. После чар Хауэра инкарнация Попутчика в исполнении Джейка Бьюзи кажется персонажем из комиксов. Очень легко представить его лик, нарисованный тем же Фрэнком Миллером. Или лучше Аланом Муром. Эдакий злобно-весёлый чёртик из табакерки. Райдер что-то устало ищет, а Джек нехотя прикалывается. Райдер - утончённый эстет, которому нет никакого дела, выживет ли он после очередной дозы яда-наркотика, а Джек - циничный наёмник из иностранного легиона, которому наплевать, вернётся ли он со следующего задания. В Джеке, конечно, тоже есть какое-то отморозочное обаяние, но не то это, не то. Впрочем, новый (постмодернистский) Попутчик только таким и может быть.(с) - www.nork.ru/creation/hitcher.html
В этой статье прекрасное сравнение оригинала с сиквелом и ремейком, однако, само определение деятельности Райдера вызывает скептицизм и недоверие. Идея преемственности - это слишком затертый и размытый прием. Что до постороения сюжета в продолжениях - Виват гендерной инверсии. В обоих фильмах рулят девушки, что перечеркивает весь скрытый эротизм оригинала откровенной пошлостью. Как не умели девушек в триллерах снимать, так до сих пор не умеют.
сравнить финалы:
читать дальшеремейк

"ОМГ, я ниипически крутая цаца"
оригинал:

"...Я остался один"
@темы: слэш, The Hitcher, Получи по мозгам, инспектор Гранден(с), Тяжело жить на свете слепому фетишисту(с), Сам Себе Пейринг