It is up to all of us to become His moral superior (с) Vetinari
пост-обзор о непростых взаимоотношениях Ваймса и Ветинари("Плоский мир" Терри Пратчетта)
Кто такие...
Ваймс и Ветинари
Ветинари (из википедии)
Внешность: Высокий, худощавый мужчина неопределённого возраста. В одежде предпочитает чёрный цвет. У него голубые глаза и небольшая, аккуратно подстриженная чёрная бородка.
Биография: Родился в очень богатой и влиятельной семье, и воспитывался своей тётей леди Робертой Мизероль (влиятельной женщиной сомнительной профессии -прим.)
Будущий Патриций прошёл полный курс обучения в Анк-Морпоркской Школе убийц при одноимённой гильдии. В ней не только учат искусству убивать за деньги, но и дают превосходное образование.
Общая характеристика: Его гений основывается на реализации того факта, что каждый желает стабильности в большей степени, чем он жаждет справедливости и истины. Говорят, что если оставить Патриция посреди стаи волков, то после непродолжительной беседы с ним, волки разорвут друг друга на части.У него совершенно нет никаких пороков в нормальном смысле этого слова. Долгое время у него жил маленький и очень старый терьер Ваффлз, к которому, он был очень сильно привязан; ходят слухи, что он не спит. Не любит мимов, играет в шахматы(или в Бац), предпочитает читать музыку по нотам, а не слушать ее, обладает феноменальной памятью, и в перерывах между разработками политического курса разгадывает кроссворды и судоку в местных газетах, засекая время на секундомере(прим.)


Чарльз Дэнс, сынравший патриция в Опочтарении(поздний вариант)

Джереми Айронс сыграл патриция в "Цвете волшебства"(ранний, непроработанный вариант)
и наконец сам Пратчетт хотел в роли Ветинари видеть Алана Рикмана, чему я нисколько бы не противилась.
Сэм Ваймс
Биография: Сэм Ваймс родился на Кокбил Стрит (улица Петушиного клюва), в Тенях, в самом бедном районе Анк-Морпорка. Вследствие крайней бедности преступность там практически отсутствовала.
Есть намёки на то, что отец Сэма был стражником, и что он является потомком знаменитого командора Стражи Не-Потерплю-Несправедливости Ваймса, обезглавившего последнего короля Анк-Морпорка. В последующие века семья Не-Потерплю-Несправедливости жила под сенью дурной славы, и Сэм часто ловил на себе подозрительные взгляды аристократов. Похоже на то, что Сэм унаследовал патологическую нетерпимость к монархам. Ваймса, как и его знаменитого предка, за глаза величают Старина Камнелиц (англ. Old Stoneface).
Когда Сэм пошел в Стражу, ему еще не исполнилось двадцати. В течение 25 лет службы Сэм получил звание капитана Ночной стражи. Тогда Ночная стража фактически перестала функционировать, в то время как Гильдия Воров стала процветать. Такое положение вещей больно било по естественному чувству справедливости Ваймса. Вкупе с его природным состоянием патологической трезвости («нурд» — в оригинале перевернутое слово «drunk») это привело его к тяжёлому алкоголизму, который поставил под угрозу его здоровье и жизнь. Однако, вскоре все круто меняется.(прим.)
Характер: Характер Сэма Ваймса можно определить одним словом как «противоречивый». Несгибаемый идеалист, твёрдо верящий в справедливость и любящий свой город, Ваймс в то же время является законченным циником, чьё знание человеческой натуры постоянно напоминает ему, насколько его идеалы далеки от действительности.
Самый же глубинный внутренний конфликт у Сэма — это пропасть между его положительной натурой (которую он сам называет «Стражник»), и той частью его характера, которую он называет «Зверь» — тёмный поток ярости в его душе, который, будучи выпущенным на волю, заставит Сэма уничтожить всех тех, кого он ненавидит.


что ж, поехали...
читать дальше"Стража! Стража!" - первая книга цикла.
(здесь и далее - цитаты, переведенные Жужановой С.с незначительным сокращением, не влияющим на смысл. а также парочка цитат в оригинале)
С первой страницы книги совершенно ясным становится отношение Ваймса к родному городу, и родного города к Ваймсу - "Эт' город, он это...как его там. Женщина... собачья женщина. Сука.<...> Единственное, что ты знаешь точно, - это что не можешь без нее. Потому что, потому что она твоя, все, что у тебя есть...даже когда она сожрет тебя и ты окажешься у нее в брюхе, в этой сточной канаве..."(с).
да, Ваймс пьян, ему больно, и его от всего воротит. Он не может делать свою работу, ему связывают руки новые порядки, он не знает, куда себя деть, не знает, как исправить то, что исправно работает и без него. почти. почти исправно.
Дело в том, что Гильдии Воров и Наемных убийц, сами контролируют преступность в городе - в Страже Дневной, и особенно Ночной уже нет смысла. Нарушение закона побуждает вспомнить о его букве, никак ни наоборот. И хоть самому патрицию нравится ставить воров на место, хоть он и презирает их, они уже превратились в важные винтики в механизме города. А вот Стража... Сам Ветинари говорит о ней так: "Сборище ни на что не способных бездельников, которыми командует беспробудный пьяница. Мне потребовались годы, чтобы достич такого результата"...
Итак, барабанная дробь... Ветинари совершает ошибку, определив Ваймса ни на что не способным. Мало того, патриций лично содействует разложению и так немногочисленной стражи. Ну кто там сейчас: Колон, Шнобби да Ваймс... Один ленивый рохля, в другом человека не признаешь, и Ваймс, у которого в черепной коробке - океан дешевого виски. Патриций не видит и не видел в этом всем потенциала.... тот самый патриций, что дает второй шанс Моисту, тот самый, что поддерживает де Ворда, тот самый, что наверняка советует преподавателям НУ выбрать в аркканцлеры "деревенского простачка" Чудакулли, и даже тот, кто предлагает работу Взяткеру - Ветинари пропускает Ваймса. Мало того, он доводит его до алкоголизма, лишь бы тот не мешался со своим трудным несговорчивым характером.
Однако ситуация складывается так, что Ваймс сам о себе напоминает. С легкой подачи новичка Моркоу. И с поддержкой леди Сибил.
На начало книги мы имеем: Патриция, замечающего и предусматривающего все и вся, за исключением одного простого факта: против генов не попрешь...(наследственность то у Ваймса огого... потомок убийцы короля), и Ваймса, презирающего всех также сильно как себя.
Ваймс не часто докладывал на прямую его светлости. Обычно дело ограничивалось общением с секретарем патриция. В присутствии же Ветинари Ваймс чувствовал смутную неловкость, продиктованную скорее инстинктами, чем страхом. В свою очередь патрицию не доставляло удовольствия выслушивать откровения Ваймса, никогда не опускающегося до лизожопства(простите мой клатчский). Или не нагинающегося.
Далее хочу обратить внимание на сцену с демонстрацией улик в Тенях: следы дракона, пепел и далее по сюжету...
Ваймс в который раз становится объектом игры: "включи-выключи", когда патриций полностью игнорит его слова, хотя знает, что Ваймс прав. И Ваймс знает, что патриций знает...а это уже новый уровень игры. Ибо Ветинари не предпринимает в его отношении ничего кроме устного предупреждения. И оба они понимают, что оно бдет проигнорировано. В следующих книгах манипулятор из патриция будет более искусным, и порой Ваймс не увидит провокации, но на этот раз, на их первый раз - он видит. и в конце-концов, дракон - это не человек из гильдии воров и убийц, дракон - это дело Стражи(раз не спешат истиные герои с мечами набелых лошадях). Первый кон интелектуальной баталии между Ваймсом и Ветинари начался.
наверное, его светлость рассуждает так: хуже от вмешательства стражи не будет. Пускай взболтают это болото, может, что-то да всплывет.
Эта сцена весьма показательна: патриций дает страже "зеленый свет".
Следующий момент в темнице - это просто шедевр. Ветинари обнаруживает некоторую прелесть в том, что человек, которого он ранее(!) не считал достойным, и который был одной из жертв его политических реформ, и вообще, был его "жертвой", начинает чувствавть к патрицию восхищение. В сцене с заключением в темницу патриций ХВАСТАЕТСЯ и даже слегка рисуется. И это впервые за все книги. В темнице он не смог удержаться от демонстрации своего привосходства. Ранее он в этом не нуждался. Раньше все и так знали, кто он такой, и на что способен. и тут он вдруг...перед Ваймсом, и это даже не весь диалог и крысах и потайных ходах, меня насторожил вот этот момент:
"Меня ведь не кормят. предполагается, что я сломаюсь. На самом деле, - добавил он(!) - до недавнего времени я периодически подходил к двери и стонал там. Просто чтобы их успокоить."
Этот небольшой штрих, это добавление при перечитывании вечно мозолит мне глаза. он звучит, как какое-то ребячество, вроде: "да мне это раз плюнуть, я еще и не то могу."
Кажется, в сериале Шерлок это было: "аудитория - слабость гения". Ветинари понравилось удивлять Ваймса, Ваймсу понравилось удивляться. Его внутренний конфликт "подчинение вопреки недоверию" на секунду померк и дал Ваймсу передышку. Ветинари демонстрация своих возможностей также принесла некоторое удовлетворение. Ведь обычно его специфическими решениями не восхищались, он никогда не злорабствовал, и его победы замечали только проигравшие, а им было не до восторгов. Что ж, теперь Ветинари знает: есть те, кто так же ценит красоту простых решений, и у патриция еще будет время ее часто демонстрировать, ведь Ваймса так сразу не проймешь - уже через минуту он отмахивается от ненужных эмоции. Есть дела и по-важнее.
Я не буду останавливаться на сцене спасения жизни патриция, ибо ничего сопливо-романтичного тут нет(можно подумать, что рантше было...) Ваймс выполняет свой долг. И поступает так как правильно. Однако приказ заткнуться, дважды им произнесенный - вот это уже интересно. В книге переводчики смягчили удар. "Закройте рот" - говорит Ваймс патрицию. Но на самом деле это откровенное "заткнитесь". Понимаю, Ветинари это не особо нравится. но это только первый уровень восприятия. Человек, которому лишного сказать не смеют, перед которым дрожат, именем которого пугают маленьких детей, он врядли часто слышит такое простое "заткнитесь" в свой адрес. А так как он любит все эти психологические шутчки с подчиняемым-подчиненным, он радуется. Потому что это уже становится интресно. Потому что Ваймс - это что-то новенькое. С таким характером он может быть полезен городу. Он. и Стража вместе с ним. Приходит на ум избитое голливудское: "боже, со мной никто-никогда так не разговаривал! Это было шикарно"...
И та-дам... далее несколько слов о юморе патриция.
Его юмор - это юмор для себя и юмор для других. Для себя - это тот самый, заключенный в двусмысленности его фраз вроде "не позоляйте меня вас задерживать", или юмор, выявляющий недостатки собеседника, которому откровенно не до смеха. А здесь... я впервые читаю шутку, неудачную, неловкую - шутку для Ваймса, которого от стресса так колбасит, что ему не долингвистических вывертов патриция.
"- бедный Воунз...
- да, сир.
- <...>Золотая голова, Ею он мог бы и дальнейшем помогать мне.
- да, сир.
- Я пошутил, Ваймс.
- да, сир."
И что это было? Попытка разрядить обстановку? Врядли она нужна Ветинари - не так уж он и пострадал, будут случаи и по-хуже. так может, это для Ваймса? Как бы то ни было: весьма....весьма неловко вышло.
И сразу полсе этого тяжелый разговор на тему добра и зла. И безмерное удивление Ваймса, спрашивающего, как патриций вообще встает рано утром с такими-то суждениями о мире...
There are, always and only, the bad people, but some of them are on opposite sides.
They accept evil not because they say yes, but because they don't say no.
Every evil tyrant has a plan to rule the world. The good people don't seem to have the knack.
Otherwise existence would be a dark agony and the only hope would be that there is no life after death.
Вот и я не понимаю, какой с такими мыслями у Ветинари стимул к жизни, к работе... В книге "незримые академики" говориться о его убеждениях чуть подробнее... но надеюсь, я скоро в этом разберусь.
Потом конечно хэппи энд, Ветинари решает использовать Стражу не только для служения закону, но и для укрепления внешнеполитических связей(но это уже в след. книге). А Ваймс не знает, что делать со всеми этими мыслями о порядочности и о пропасти над бездной...
Но начало мирно-военных отношений между политиком и слугой закона положено. Ошибки исправлены. да свершатся новые...
В следующей книге Ветинари узнает, как долго можно играть на чужих нервах как на банджо, а Ваймс опоздает на свадьбу, спасая патриция.
Неплохое, многообещающее начало захватывающих отношений.
@темы: плоский мир